Народный контроль в ЖКХ


Система ЖКХ в Рф, а в особенности в Москве, криминализирована. По подсчётам независящих профессионалов, в среднем на одном доме нерадивые управляющие компании крадут по одному миллиону в год. Но противостоять им можно – организовав местное самоуправление.

Его лучше начинать с сотворения совета дома. Публичный контроль над деятельностью управляющей компании покажет, как она эффективна. А дальше, делая упор на мировоззрение обитателей, можно будет поразмыслить и о ТСЖ.

О том, как всё это сделать стремительно и отлично, говорят московские независящие эксперты-общественники.

Главней всего – совет в доме

Шаг 1-ый. Создание совета дома.

Дмитрий Катаев, сопредседатель движения «Жилищная солидарность»:

– Начинать самоуправление лучше с совета дома. Он не управляет общей собственностью, но имеет довольно возможностей для заключения и контроля контракта управления.

Наталья Чернышёва, управляющий публичной организации «Организация народного контроля»:

– Для начала непременно попробуйте собрать очное общее собрание собственников помещений (ОССП). Сделать это можно прямо во дворе вашего многоквартирного дома. Кворум вы не соберёте, но зато узнаете самых активных обитателей вашего дома. Они-то и должны войти в состав совета дома. Количество его участников не ограничено, но лучше, чтоб в равной мере были представлены все подъезды.

Дальше нужно попросить ГБУ ИС сделать бланки заочного голосования по их форме и собрать более половины подписей собственников дома. После того как его зарегистрируют в управе, совет законен!

Василий Рыбаков, координатор публичной организации ОЭС (Объединённый экспертный совет):

– Направьте внимание на личность председателя совета дома. Это должен быть добросовестный человек, отстаивающий права обитателей. Наша организация вначале подала идею Совета МКД как коллегиального органа без неизменного председателя. Но эта инициатива была искажена в законодательстве оковём включения в жилищный кодекс норм о председателе. 1-го человека всегда легче коррумпировать. Лучше будет, если документы от имени совета дома будут подписывать все его члены, а не только лишь председатель.

Шаг 2-ой. Работа совета дома.

Наталья Чернышёва:

– Для начала нужно пристально изучить типовой контракт управления домом. Мы рекомендуем внести в него пару принципиальных пт. 1-ый: все работы УК производит только с подготовительным оповещением обитателей дома. 2-ой: о факте выполненных работы обитатели также оповещаются. В актах выполненных работ должна быть подпись представителя дома, к примеру, председателя совета дома. Этого необходимо конкретно добиваться, т. к. сами УК идут на это без охоты.

Дальше можно перебегать к анализу отчётности УК. Добивайтесь аналитического отчёта конкретно по вашему дому! Все продвинутые управляющие компании таковой учёт ведут. А если нет – конкретно ваше воззвание подтолкнёт их к этому. В любом случае, эта информация есть в планово-экономическом отделе, не смущяйтесь найти работника, который скажет вам всё о вашем доме: сколько жильцы заплатили, сколько УК издержала.

Сейчас приглядитесь к самому отчёту. Как гласил кот Базилио лисе Алисе: «Знаю, что околпачила, подлая, но не знаю – где». Самая распространённая хитрость коммунальщиков: не пишут суммы за произведённые работы. Добивайтесь отчёта с определенными цифрами за каждый вид работ. Обычно, это факт за прошедший год и план на последующий. К примеру, на данный момент самое время спросить свою управляющую компанию о плане на 2013 год. Нередко УК хотят сделать не то, что необходимо жителям. К примеру, им очень охото поменять трубы отопления, а жителям быстрее нужна подмена окон. В таком случае совет дома должен выслать план на доработку.

План не должен до копейки совпадать с фактом прошедшего года, но по всем отклонениям от факта просите пояснений. В отчёте обращайте внимание на самые большие расходы. К примеру, ремонт лифтов. Вправду ли из УК приходили каждый месяц? Если нет, можно добиваться перерасчёта.

Дмитрий Катаев:

– Добивайтесь размещения в Вебе содержательных отчётов управляющих органов. Для этого необходимо усовершенствовать примерный отчёт.

В договоре управления в управленческих расходах нужно предугадывать расходы на экспертное заключение по отчёту и на аудит, заказываемый советом дома либо правлением ТСЖ. Народный контроль нужен не только лишь над эксплуатацией общего имущества, а и над обслуживанием придомовой местности – это «чёрная дыра».

Что лучше для обитателя: ТСЖ либо УК?

Максим Брусиловский, председатель правления ТСЖ «Пятницкая, 37»:

– Сделать ТСЖ нетрудно, это делается в два шага. Сначала регистрация, позже взятие дома на баланс. Зарегистрировать ТСЖ можно за два – три месяца, из которых основное время уходит на агитацию и сбор подписей. Сама же регистрация проходит за 7–10 дней. Взятие на баланс содержит в себе подготовку документов и делается уже за несколько месяцев, но если есть средства, то можно пользоваться услугами Центра помощи жителям при префектуре ЦАО, к примеру. Заключение контракта с каждой ресурсоснабжающей организацией обычно занимает два месяца.

Мне кажется, ТСЖ – это более демократическая форма хозяйствования. Не выполнило правление собственных обещаний – уволить его до боли просто. Не надо ожидать «окончания срока полномочий», поменять правление ТСЖ можно на любом внеочередном общем собрании собственников помещений дома.

Преимущество ещё и в прозрачности и понятности действий правления ТСЖ для всех обитателей дома. Любой из их всегда может получить помощь либо консультацию от правления, не прибегая к картонной волоките. В более гибком подходе к каждому жителю. «Начальство» ведь не кое-где далековато и только «в приёмные часы», а прямо тут, рядом – всегда можно пообщаться по-соседски.

С другой стороны, в каждом ТСЖ есть свои «нарушители публичного договора». Кто-то не платит впору, другой пробует захватить часть общедолевой принадлежности (выгородить под свои нужды часть общего холла, к примеру), 3-ий сделал нелегальную перепланировку. И все пробуют «надавить» на правление ТСЖ, чтоб эти нарушения сошли с рук. И если правление занимает принципную позицию, то идут в ход жалобы и кляузы. Это отвлекает от реальных заморочек, которых много.

Основная неувязка хоть какого дома старше 15–20 лет – это инфраструктура. Изношенность аква коммуникаций, выработка электротехникой собственного ресурса. Всё это приходится поменять, что очень накладно. Но при грамотном управлении всегда удаётся изыскать нужные средства.

Другая неувязка – всё растущий бумагооборот. Город с каждым месяцем просит всё больше отчётов, что отбирает у правления ТСЖ дополнительное время, а часто и средства, когда приходится нанимать дополнительных профессионалов.

Мировоззрение «против»

Василий Рыбаков, координатор Объединённого экспертного совета (ОЭС):

– С момента выхода жилищного кодекса РФ в 2005 г. мы, будущие специалисты рабочей группы «Жильё» ОЭС, являлись принципными противниками использования в Рф этой формы управления МКД. Эта позиция сохраняется большинством из нас и до сего времени. Обосновано это рядом причин. Во-1-х, в сложных, высоко коррумпированных современных русских реалиях у хоть какого лица, избранного в правление либо председателем ТСЖ, реально есть два выбора. Или быть добросовестным и принципным, защищать интересы обитателей и их деньги, вложенные в ЖКХ, от расхищения и разбазаривания и иметь за это массу заморочек от криминалитета в сфере ЖКХ, прямо до тяжких телесных повреждений и иных радостей, не достаточно совместимых с обычной жизнью. Или встроиться в криминальные структуры криминализованного русского ЖКХ и соучаствовать в нецелевом расходовании и присвоении денег собственных соседей по дому. К огорчению, и в первом, и во 2-м (в особенности!) случаях дом и его обитатели обрекаются на беспокойную жизнь и предстоящее разобщение коллектива таких обитателей.

Следствием обозначенной нашей позиции явилось наше активное роль в борьбе с нелегальным созданием ТСЖ в Москве в 2009–2010 гг. Наши специалисты первыми разработали и опробовали в районных судах городка типовые документы (иски и др.), нужные для признания судами нелегальными общих собраний в МКД по созданию нелегальных ТСЖ. Нами и по нашим методикам выиграно более 150 судебных процессов по признанию нелегальными и недействительными решений о разработке фиктивных ТСЖ. Наряду с этим мы развивали институт совета дома как альтернативного ТСЖ органа контроля собственников над обслуживанием общего имущества в своём доме.

При помощи публичного контроля жителям в различных районах Москвы удалось отстоять для собственных домов где 700 тыщ, где несколько миллиона. В Ясеневе на одном доме «народному контролю» удалось отыскать целых 7 миллионов рублей (за пару лет). Причём УК даже не сопротивлялась «следопытам»: «раз отыскали, означает, ваше». Если обитатели начинают интенсивно интересоваться делами дома, бандюганы от ЖКХ просто остерегаются внаглую красть.

Добавить комментарий