Неподвижное имущество имеет огромную социально-экономическую ценность и является одним из более принципиальных объектов штатского права. Потому главным моментом при проведении операций с недвижимостью является оформление прав на нее.
Регистрация недвижимости
Права на неподвижное имущество в Русской Федерации оформляются методом проведения гос регистрации прав и сделок. Регистрация является и единственным подтверждением существования права на данное имущество. Оспорено зарегистрированное право может быть исключительно в судебном порядке, что делает презумпцию его законности.
Согласно ГК РФ (статья 131) регистрация – это юридический акт признания и доказательства государством появления, ограничения (обременения), перехода либо прекращения прав на неподвижное имущество. Русским законодательством установлены последующие виды регистрации: регистрация прав, регистрация сделок, регистрация ограничений (обременений).
Вопросы регистрации определяются Федеральными законами №122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О гос регистрации прав на неподвижное имущество и сделок с ним» и №102-ФЗ от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)», также рядом других нормативно-правовых актов.
Неотклонимой процедурой муниципальная регистрация в реальный момент не является и носит заявительный нрав (для ранее появившихся прав). Все же, в отдельных случаях (к примеру, при покупке недвижимости, регистрации права принадлежности на новые объекты) законодательством установлена зависимость прав на объект недвижимости от момента их регистрации. Если имущество по закону должно быть записанно, то пока это не выполнено, прав на него нет.
Процесс гос регистрации сделки подразумевает внесение соответственной записи в Единый муниципальный реестр прав и сделок с неподвижным имуществом (ЕГРП). После чего сделка считается завершенной. Если права на имущество не были зарегистрированы соответствующим образом, то по закону распоряжение данным имуществом нереально.
Датой гос регистрации прав на неподвижное имущество и сделок с ним является дата внесения в ЕГРП соответственных записей. Правовые последствия числятся наступившими с этой даты: контракт признается заключенным, у приобретателя имущества появляется право принадлежности и т.п.
Регистрируются государством последующие права на неподвижное имущество: право принадлежности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право неизменного использования, ипотека, право на всю жизнь наследуемого владения, сервитут, доверительное управление, аренда, сделки с землей и другим неподвижным имуществом. Регистрация нужна и в ряде других случаев, предусмотренных законодательством.
Права на жилые помещения, возникающие после заключения договоров общественного либо коммерческого найма, безвозмездного использования неподвижным имуществом (не считая срочного использования земляным участком на срок более 1 года), аренды построек и сооружений на срок наименее 1 года, гос регистрации не подлежат.
ЕГРП и его структура
ЕГРП представляет собой наикрупнейший информационный ресурс, содержащий более полные сведения о правах (имеющихся и прекращенных) на объекты неподвижного имущества. Тут же хранится информация о имеющихся объектах, правообладателях, наличии обременений и арестов, наложенных на имущество, и ряд других сведений.
ЕГРП имеет строго определенную структуру. Он состоит из разделов, которые содержат записи о каждом объекте неподвижного имущества. При регистрации прав на объект раскрывается новый раздел. Его идентификатор – кадастровый либо условный номер объекта.
Размещены разделы согласно принципу одного объекта неподвижного имущества. Это значит, что раздел с информацией о зданиях, крепко связанных с землей, размещается конкретно за разделом с информацией о данном земляном участке. Раздел с информацией о квартирах либо других помещениях, входящих в состав строения, следует за разделом об этом здании.
Вся информация в ЕГРП подлежит неизменному хранению. Ликвидирование либо изъятие каких-то документов, также их частей из него не допускается. Сроки хранения инфы и порядок ее передачи в муниципальные архивы на неизменное хранение определяются органами нормативно-правового регулирования в сфере гос регистрации прав.
Ведение ЕГРП осуществляется на базе Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О гос регистрации прав на неподвижное имущество и сделок с ним». Права, возникшие до вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными. Зарегистрировать их можно по желанию правообладателя.
Росреестр
Сведения из ЕГРП являются общедоступными и открытыми. Они предоставляются хоть какому лицу органом, выполняющим муниципальную регистрацию прав на неподвижное имущество, в объеме и за плату, установленные законодательством.
В текущее время таким органом является Федеральная служба гос регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Ведение ЕГРП предполагает проведение гос регистрации прав на неподвижное имущество и сделок с ним.
До 2008 года Росреестр носил заглавие Федеральной регистрационной службы. Он поменял собой ранее существовавшие Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Росреестр делает работу по организации единой системы кадастрового учета недвижимости, поддержанию инфраструктуры пространственных данных РФ и гос регистрации прав на неподвижное имущество и сделок с ним. Он помогает гражданам при регистрации прав на недвижимость, определении границ земляных участков и выполнении кадастровой оценки недвижимости.
Кроме ведения ЕГРП Росреестр производит ведение:
Одного муниципального реестра саморегулируемых организаций (ГРСО);
Муниципального кадастра недвижимости (ГКН);
Муниципального каталога географических заглавий;
Сводного муниципального реестра арбитражных управляющих.
Муниципальный кадастр недвижимости содержит сведения об объектах неподвижного имущества, подтверждающих их существование. Для этого указываются свойства, дозволяющие найти недвижимость как индивидуально-определенную вещь. В кадастр также вносятся другие сведения о недвижимости, в том числе и те, которые подтверждают прекращение ее существования.
В Росреестр поступают документы о постановке на кадастровый учет и запросы о выдаче инфы из ГКН и ЕГРП. Для увеличения свойства оказания муниципальных услуг производится поэтапный переход на их предоставление в электрическом виде. Росреестр отвечает за регулирование электрической очереди на предоставление данных услуг и за размещение в Вебе общественной кадастровой карты.
Общественная кадастровая карта
Общественная кадастровая карта – это справочно-информационный сервис, нужный для предоставления гражданам сведений из Муниципального кадастра недвижимости. Круг лиц, которые имеют доступ к этой карте, неограниченно широкий.
Кадастровые карты являются направленными на определенную тематику картами, составленными на общей картографической базе. Начальными данными для сотворения таких карт служат сведения из Муниципального кадастра недвижимости. На их в текстовой и графической форме воспроизводятся кадастровые сведения. Кадастровые карты бывают: общественные, дежурные, территорий городских образований и территорий субъектов РФ.
Для публикации кадастровых карт в Вебе употребляется единая электрическая картографическая база. Она содержит информацию, разрешенную к открытой публикации.
Сейчас Общественная кадастровая карта не является полной, так как в ней не отражена информация обо всех имеющихся объектах. В текущее время в кадастр занесено около 16 миллионов объектов серьезного строительства, расположенных в 12 регионах страны. Их оценка была проведена в 2011 году. На данный момент вносятся данные по остальным 29 регионам, что составляет приблизительно 50 миллионов объектов. По оценкам Росреестра, общее число объектов по стране составляет примерно 90 миллионов. До конца 2012 года планируется стопроцентно окончить кадастровую оценку домов и других строений.
Выписка из ЕГРП
Для легитимного дизайна всех видов сделок с недвижимостью (покупки, реализации, аренды, залога, передачи в наследие) требуется получение выписки из ЕГРП. Выписка из ЕГРП содержит полный набор сведений об объекте жилой либо нежилой недвижимости: описание объекта, кадастровый номер, информацию о собственниках, местонахождении объекта и его площади, зарегистрированные права, информацию о требованиях, заявленных в судебном порядке.
Выписка из ЕГРП является основным доказательством наличия (отсутствия) права, обременения, ограничений. Таким макаром, она позволяет гражданам проверить юридическую чистоту имущества и оградить себя при совершении сделок с недвижимостью, получив информацию об объектах, расположенных на местности страны.
Перед покупкой имущества такую выписку необходимо востребовать у торговца. Лучше, чтоб выписка была получена не так давно – это подтверждает актуальность содержащейся в ней инфы. Если торговец отрешается предъявить данный документ, обратившись в ЕГРП, его можно получить без помощи других, но она будет не полной.
ЕГРП предоставляет несколько типов выписок. Они отличаются предназначением и типом инфы. Более нередко запрашиваются выписки о правах на неподвижное имущество. В этом документе содержится информация о легитимных обладателях жилища, их числе и толиках принадлежности. Также в ЕГРП можно получить выписки о переходе прав на недвижимость, о признании частичной либо полной недееспособности правообладателя, о содержании правоустанавливающих документов, о правах определенного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
Собственник недвижимости может получить последующие дополнительные сведения о принадлежащем ему объекте:
информацию о ранее зарегистрированных правах на данное неподвижное имущество и их переходе от 1-го правообладателя к другому;
общие сведения о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты неподвижного имущества;
сведения о лицах, получавших информацию о данном объекте неподвижного имущества;
содержание правоустанавливающих документов.
Получить и предоставить выписку нужно в определенные сроки. В текущее время переговоры по сделкам с недвижимостью, обычно, не начинаются без подготовительного получения выписки.
Для получения выписки из ЕГРП следует заполнить заявление установленного эталона о предоставлении инфы, навести его и пакет документов в регистрационную службу по месту нахождения объекта недвижимости и оплатить муниципальную пошлину. Размер пошлины находится в зависимости от того, кто получает выписку – физическое лицо либо юридическое.
Для получения инфы из ЕГРП запрос в Росреестр можно навести различными методами:
написать заявление при личном посещении, предъявив удостоверение личности;
отправить заявление в письменной форме по почте, приложив к нему нотариально заверенные подпись заявителя и копии прилагаемых документов;
направив по электрической почте запрос в виде электрического документа, заверенного цифровой подписью заявителя.
Заказать выписку можно и через портал Росреестра (portal.rosreestr.ru). Зная четкий адресок объекта либо его кадастровый номер, тут можно получить общую информацию о нем. Формы запросов отличаются для физических и юридических лиц.
Если запрашиваемые сведения отсутствуют в ЕГРП либо их предоставление не допускается в согласовании с русским законодательством, то орган, производящий муниципальную регистрацию прав, в установленный срок выдает обоснованное решение об отказе в выдаче либо докладывает об отсутствии запрашиваемых сведений. Заявитель может оспорить решение об отказе в судебном порядке.
Услуги Росреестра через Веб
Не так давно был запушен новый, улучшенный веб-сайт Росреестра (www.rosreestr.ru). Он соединил информационные способности ранее действовавшего веб-сайта и способности получения услуг в электрическом виде, которые были реализованы на портале Росреестра. Главными аспектами при его разработке были простота и удобство для юзеров. Сейчас гражданам доступны такие способности, как:
подача заявления о регистрации прав на недвижимость;
постановка объектов неподвижного имущества на муниципальный кадастровый учет;
подготовительная подготовка данных для регистрации прав на неподвижное имущество;
получение справочной инфы об оказываемых услугах и списках нужных документов;
получение шаблонов электрических документов;
проверка электрического документа;
получение инфы о размерах пошлин и графике приема в кабинетах Росреестра;
онлайн-запись в хоть какой из кабинетов Росреестра.
Для получения этих услуг необходимо пользоваться разделом «Государственные услуги».
Новый веб-сайт предоставляет юзерам публичную кадастровую карту, где можно получить информацию о каком-либо земляном участке. Для этого нужно ввести кадастровый номер либо адресок объекта и выполнить поиск. Если земляной участок уже внесен в кадастровую карту, то он отобразится на ней. Также будет указана общая информация о нем – площадь, категория, статус и кадастровая цена.
Регистрация прав в электрическом виде
Так как услуги по регистрации прав на недвижимость сейчас предоставляются в электрическом виде, то зарегистрировать нужное имущество можно не выходя из дома. Для этого необходимо отправить в органы Росреестра заполненное электрическое заявление совместно с контрактом о приобретении недвижимости и список требуемых документов. Все направляемые документы должны быть заверены электрической подписью. Если для регистрации пригодится информация из других источников, Росреестр без помощи других выполнит ее проверку.
С 1 июля 2012 года Росреестр при предоставлении муниципальных услуг перебежал к осуществлению междуведомственного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями, которые также оказывают муниципальные услуги без роли заявителя. Благодаря этому перечень представляемых гражданами документов существенно сократился.
При подаче заявления в Росреестр либо Кадастровую палату заявитель имеет право не представлять документы, получаемые в других федеральных органах исполнительной власти. К таким документам относятся выписки из ЕГРП и ЕГРЮЛ, справки, лицензии, разрешения и т. п. Документы личного хранения (паспорт, удостоверения личности, документы воинского учета, свидетельства регистрации актов штатского состояния и т. п.) нужно предоставлять без помощи других.
За свидетельством о регистрации права на недвижимость ее клиент может не приходить в органы Росреестра, так как доказательством его прав является не бланк свидетельства, а наличие записи в ЕГРП.
Заключение
В текущее время приоритетным направлением развития муниципальных служб является их перевод на «электронные рельсы». Больше услуг становятся доступными через Веб, а введение информационного взаимодействия меж ведомствами устраняет людей от необходимости собирать документы по различным инстанциям. Это имеет большое значение, так как сокращается время предоставления услуг и увеличивается их качество.
Ксюша Белова