К 2015 году, по догадкам профессионалов, в автопарке Москвы может насчитываться более 5 млн. машин. Уже на данный момент на дороги столицы раз в день выезжает до 3 млн. автомобилей. В Москве сосредоточено больше десятой части всего автопарка страны. Всем этим машинам необходимо место для парковки.
С русских времен многие обитатели городка решали вопрос хранения средств передвижения при помощи гаражей. Разномастные «ракушки» появлялись во дворах, как грибы после дождика, а площади гаражных кооперативов росли год от года.
Народные гаражи. Начало
Сначала 2000-х столичная мэрия серьезно озаботилась вопросом благоустройства участков у домов. Было принято решение о ликвидации беспорядочно разбросанных по дворам «ракушек» и «пеналов». Взамен власти представили проект «народных гаражей». Официально программка заработала в 2009 году. Предполагалось, что в процессе реализации в Москве появится 310 тыс. машиномест. Но, как досадно бы это не звучало, даже невзирая на то, что цена их была существенно ниже рыночной, москвичи не показали к «народным гаражам» никакого энтузиазма. В то же время снос легитимных (а по большей части нелегальных) зданий во дворах вызвал огромные волнения. Обитатели ни за что не желали расставаться с обычным вариантом паркинга.
В декабре 2010 года Контрольно-счетная палата Москвы признала программку провалившейся. Из 182 «народных гаражей» к этому времени было достроено только три, из 35 тыщ построенных машиномест было продано всего 16 тыщ. Оставшиеся площади было предложено перепрофилировать под склады и кабинеты.
На время автомобилисты запамятовали о вероятной необходимости смены места для парковки.
Новый виток
Не так давно ситуация со сносом гаражей получила продолжение. Конфликт разгорелся с новейшей силой. Машин в городке год от года становится в среднем на 200 тыщ больше. Ситуация с парковками угрожает стать трагической.
В 2012 году власти решили поновой возвратиться к вопросу сноса гаражей, учтя все прошлые промахи. Началась гаражная инвентаризация. В это время количество малых гаражных зданий перевалило за 200 тыщ. Если тем, кто оформил постройку официально, правительство готово предложить хоть какие-то гарантии, то тем, кто самовольно поставил гараж во дворе, придется лишиться имущества невозвратно. Более того, несанкционированная установка будет угрожать обладателю штрафом от 2 до 10 тыс. рублей. Исключение делается только для гаражей инвалидов и ветеранов. Всего в Москве их насчитывается около 1 тыщи. Хозяев требуют вешать на постройки объявления, чтоб избежать заморочек.
Взамен, по-прежнему, планируется организовать единую сеть межквартальных стоянок с сторожем и шлагбаумом. В сей раз к проекту планируется привлечь личных инвесторов. Цены на абонементы, по-прежнему, обещают сделать ниже рыночных. Цена месячного абонемента не должна превосходить 5 тыс. рублей. Ну и смотреться дворы будут более эстетично. Но на самом деле предложение находит массу аргументов «против». Самым несправедливым резоном за снос многие обладатели гаражей считают «несоответствие фактического использования назначению». Дорогие многим ракушки издавна стали вариантом проведения свободного времени и предлогом встреч с друзьями. С обычным укладом жизни москвичи расстаются очень болезненно.
К тому же противники новых вариантов паркинга молвят о том, что настоящая причина конфигураций — желание держать под контролем количество машин в спальных районах. Ведь даже если машина уехала, на ее место не сумеет встать никто другой. Количество парковочных мест в районе ограничено, как следует, необходимо или брать абонемент, или пересаживаться на публичный транспорт.
Жертва во имя прогресса
Очередной удар по обладателям гаражей был нанесен сначала озари 2013 года.
Начались работы по проекту проектирования и реконструкции Малого кольца Столичной стальной дороги (МКЖД).
Все, что оказалось на пути у стройки, подразумевается убить. Сначала, идет речь о гаражах. Сносу подлежит, по расчетам РЖД, 4791 объект.
Тем, кто лишится законно построенных владений, заплатят субсидии (из бюджета Москвы на эти цели выделено более 3 миллиардов. рублей). Обладателям незаконных зданий, как обычно, компенсации достигнуть будет очень трудно.
Снос объектов и выплата компенсаций будут проводиться по мере реализации проекта (до середины 2015 года). Работу по решению спорных вопросов нужно окончить до конца 2013 года, но этот срок, в случае необходимости, может быть продлен.
Гаражный таунхаус
Кроме томного расставания с гаражом как местом хранения автомобиля и старенькых вещей, некие обитатели столицы в итоге сноса могут лишиться и…дома.
Жизнь в гаражных кооперативах, оказывается, стала для неких москвичей ответом на квартирный вопрос. Обладатели нередко надстраивают над серьезными гаражами 2-ые этажи. Для многих это место, где можно отдохнуть после ремонта машины. Но некие обладатели, оборудовав помещение всеми необходимыми коммуникациями, получают в распоряжение собственного рода таунхаус, полностью применимый для жизни. К тому же на местности практически всех кооперативов можно отыскать столовую и магазин. Охрана кооперативов, как выясняется, изредка смотрит за жизнью таких постояльцев. Не достаточно того, подобные помещения часто сдают в аренду. Рента не превосходит 9 тыс. рублей в месяц. Естественно, это в множествах завлекает не только лишь любителей гаражной романтики, да и незаконных мигрантов.
Остается только догадываться, сколько обитателей обитает в постройках, обреченных на снос во время работ на МКЖД.
Ситуация со сносом гаражей в Москве еще длительно будет тревожить автолюбителей. К варианту, комфортному для всех, придти навряд ли получится. С учетом роста количества транспорта, разумеется, что и администрации городка, и самим автомобилистам еще придется столкнуться со обилием заморочек. Остается возлагать на то, что новый виток прихода цивилизации в паркинг сделает город, если не удобнее, то хотя бы ухоженнее и безопаснее.
Маргарита Спасская, корреспондент ГдеЭтотДом.РУ