Около 40 % воззваний людей за юридической помощью прямо либо косвенно связаны с нарушением их прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Раз в год в судах рассматриваются тыщи споров меж собственниками недвижимости и нерадивыми эксплуатирующими компаниями, которые являются основным источником заморочек в ЖКХ. Счет жульническим схемам, которые позволяют управдомам облапошивать наивных потребителей услуг, идет на 10-ки. О более всераспространенных из их ведает юрист Андрей Безрядов («Юридическое бюро адвоката Андрея Безрядова»).
Накрутка квартплаты
Как минимум раз в год обитатели многоквартирных домов получают от эксплуатирующих компаний «письма счастья» об увеличении платы за содержание и текущий ремонт. Обычно основанием для увеличения цен являются некоторые распоряжения и постановления федерального либо регионального правительства. Но при кропотливой проверке часто выясняется, что обозначенные документы и органы власти не имеют никакого дела к действиям управдомов. Ведь идет речь не о повышении тарифов на коммунальные услуги (электричество, газ, водоснабжение), а об увеличении квартплаты, которая находится вне сферы муниципального регулирования.
По закону (ст. 156 Жилищного кодекса) плату за содержание и текущий ремонт дома устанавливают сами жильцы на общем собрании. Нерадивые УК пользуются правовым невежеством потребителей услуг и поднимают плату (время от времени в 2-3 раза) без соблюдения нужных публичных ритуалов. «При появлении судебных разбирательств многие УК предъявляют подписанные с жильцами договоры управления, в каких говорится, что если собственники квартир не провели общее собрание и не проголосовали за тариф на содержание и текущий ремонт, то плата за эту услугу раз в год автоматом индексируется на уровень инфляции. Большая часть жильцов, расписываясь в договоре с УК, пункт об индексации платы просто не замечают», — разъясняет юрист Андрей Безрядов. По его словам, известны случаи, когда УК просто игнорировали решения общих собраний, выставляя счета по неоправданно завышенным тарифам либо навязывая несуществующие услуги. Такие деяния удачно оспариваются собственниками в судах: удовлетворяется более 50 % исков людей.
Завышение реального употребления
Не так давно обитатели 1-го из поселков Самарской области массово подали в трибунал на местную управляющую компанию и востребовали произвести перерасчет платы за теплоснабжение. Выяснилось, что невзирая на установленные в многоквартирных домах счетчики УК продолжала начислять плату за тепло не на основании данных устройств учета, а по нормативам. Обычно, объем практически потребленных энергоресурсов значительно ниже нормативных характеристик. Это позволяет УК возникающую в итоге переплаты разницу класть для себя в кармашек — что и выяснилось в этом случае.
С аналогичной неувязкой столкнулись обитатели многоквартирного дома в одном из уральских городов. Общедомовые приборы учета в здании были установлены в 2009 году, а управляющая компания стала учесть потребление энергоресурсов по данным счетчиков только с 2012 года, «накрутив» за этот период времени практически миллион «лишних» рублей. Чтоб возвратить переплату, жильцам пришлось обращаться в трибунал, так как на представление прокуратуры управдом не отреагировал. Не считая того, в качестве компенсации за моральный вред любой из потребителей получил… по 1 тыс. рублей.
Клонирование управдомов
Всераспространены случаи, когда личные управляющие компании, собрав с населения средства за ЖКХ, не переводят их поставщикам коммунальных услуг, а распыляют по цепочке подставных компаний, формируя на фирме-доноре астрономическую задолженность перед поставщиками ресурсов. Потом злоумышленники делают «клон» управляющей компании, некординально изменяя заглавие (к примеру, расшифровывают аббревиатуру «УК», подменяют строчные буковкы на большие и т. п.). На новые компании перезаключаются договоры на сервис, и афера повторяется по новенькому кругу. Даже если поставщики энергоресурсов достигают решения суда, то предъявить исполнительный лист им некоторому.
«Федеральное законодательство обязует управляющие компании перечислять поставщикам энергоресурсов деньги, которые они получают от населения. Но неувязка заключается в том, что закон не устанавливает никаких санкций за неисполнение этой нормы, — объясняет юрист Андрей Безрядов. — Логично, что схему «клонирования» интенсивно употребляют многие управляющие компании, а объем хищений в целом по стране оценивается в млрд рублей. В итоге махинаций ресурсоснабжающие организации терпят многомиллионные убытки, а население рискует остаться без тепло- и водоснабжения».
Одно из резонансных дел расследуется в Самарской области. Следствием установлены компании, через которые обналичивались коммунальные платежи, приобретенные от населения, изъята их финансовая документация, собраны показания 120 очевидцев. Зачинателю схемы обвиняется ст. 160 ч. 4 УК РФ «Присвоение либо трата чужого имущества в особо большом размере», которая предугадывает не просто штраф, а лишение свободы на срок до 10 лет.
Организация «жилкомбанков»
Некие управдомы не напрягают себя выстраиванием сложных схем, а просто переводят собранные с населения средства на депозиты. Незапятнанная прибыль от таких операций может исчисляться миллионами рублей. А управление одной из волгоградских УК ухитрилось на средства жильцов организовать реальный мини-банк. Собственники квартир вносили квартплату на счет УК по искусственно завышенным ставкам, образовавшийся после взаиморасчетов с поставщиками энергоресурсов и подрядчиками профит в размере нескольких 10-ов миллионов рублей УК раздавала в долг под проценты дружеским структурам и личным лицам. Не считая того, часть сборов была расположена на депозитах.
Бездонный капремонт
Нецелевое расходование денег, выделенных на ремонт и сервис многоквартирного дома, — очередной соблазн, которому подвержены управляющие компании и из руководители. Известны случаи, когда со спецсчетов, на которых аккумулировались не только лишь средства людей, да и экономные субсидии на воплощение капремонта в рамках федеральных и областных программ, средства переводились на личные счета и дебетовые карты председателей правлений приятельств собственников жилища, управляющих управляющих компаний. А если дело и доходило до капремонта, то сметы на выполнение тех либо других работ часто завышались аффилированными с руководителями УК подрядчиками. Обитатели получали ремонт, выполненный из самых дешевеньких и простых материалов неквалифицированными гастарбайтерами.
С этого года изменены правила финансирования капремонта — на каждого собственника квартиры в многоквартирном доме возложена обязанность каждый месяц совершать особые отчисления. Общим решением собрания собственники могут открыть счет в банке, куда будут поступать средства, выплачиваемые жильцами, или навести их региональному оператору, учрежденному под контролем властей. Нет никаких колебаний в том, что бандюганы из ЖКХ скоро попробуют заработать и на этой модели. «Чтобы предупредить мошенничество в этой сфере, собственникам жилища нужно принимать взвешенные и обмысленные решения при организации фондов капремонта. Устанавливая размеры, сроки и порядок внесения взносов на полный ремонт, нужно обязательно управляться Жилищным кодексом, также кропотливо инспектировать компании, действующие от имени региональных операторов», — резюмирует юрист.