Как все-же все переменно в нашем мире! Трансформациям подвержены даже материи самые глубинные, составляющие базу нашего бытия. Возьмем, например, известную «триаду», являвшуюся в русские годы эмблемой актуального фуррора – «квартира, дача и машина». С первым ее элементом все в порядке – в том смысле, что обзавестись недвижимостью в Москве как и раньше нелегко. А если человек смог приобрести такое имущество – означает, он суровый и почетаемый.
С машинами все неоднозначнее. С одной стороны, есть очень дорогие и престижные авто, их цена составляет многие миллионы рублей. С другой – нередко автомобиль уже далековато не роскошь, совершенно старенькую колымагу можно приобрести с рук за 30-40 тыс. руб. Ясно, что само по себе обладание автомобилем (хоть каким) никак не гласит о человеке, что он кошмар какой состоявшийся.
Но самые драматические конфигурации произошли, естественно, с дачами. Потребители не закончили интересоваться пригородной недвижимостью – и спрос есть, и цены (в особенности где-нибудь на Рублевке) фантастические. Но современные объекты – это дома для неизменного проживания. «Фазенды» на 6 сотках с удобствами на улице («туалет типа сортир», как было сказано в бессмертной старенькой кинокомедии) – формат уходящий.
Не так давно на одном из круглых столов, организованном аналитическим центром «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», по данному вопросу свершилась любознательная дискуссия. Более решительно выступил Александр Дубовенко, совладелец компании «Гуд Вуд», — в том ключе, что «дачи умерли» — это сейчас ненадобный сектор рынка. «Первая задачка, которую они несли, – поехать выпивать на выходные. 2-ая – в летний период сбагрить малышей под присмотр дедушек и бабушек. 3-я – следить за соседкой, которая пропалывает грядку». Сейчас, подвел результат выступавший, подобные задачки неактуальны.
Невзирая на определенный радикализм схожих утверждений, обязаны признать, что здравое зерно в их имеется. В прежние времена рядовая путевка в дом отдыха была роскошью, а о поездках за границу многие наши граждане и не желали – дача, таким макаром, была чуть ли не единственным местом, куда можно было вырваться из пыльного и гулкого городка. Сейчас по другому, и многие люди полностью резонно задают для себя вопрос – для чего? Для чего ездить всякий раз в одно и то же место, чтоб горбиться там на грядке, без помощи других чинить повсевременно разваливающийся домик? Не проще ли отдыхать в теплых краях? В отеле, пансионате, в съемных квартирах либо апартаментах (благо в Болгарии их можно снять по схожей стоимости)? А надоело это место – в последующий раз поедем в другое…
Так ли хороша в современных критериях дача? 1-ый данный нами вопрос звучал так: «Некоторые россияне считают дачу благом, а некие – обузой. Как думаете лично вы?». Ответы, как лицезреем, распределились в пользу дач – с перевесом три к одному.
Разглядим сейчас более тщательно аргументацию. Тех, кто именовал дачу «благом, неплохим местом для отдыха», как лицезреем набралось 76%. Из их бОльшая часть отмечала, что дача дает возможность отдыха от городской суеты на свежайшем воздухе. «Отдохнуть, высадить цветочки, полежать в шезлонге, выпустить погулять кота», «ездим к друзьям на дачу; нравится, отдыхаем, — приблизительно такими были резоны приверженцев этой точки зрения. — Там можно собраться с идеями в тишине», «спокойно можно провести выходные».
Остальная часть группы оказалась не настолько цельной и пестрила различными точками зрения. Одним импонировало, что на даче можно растить полезные овощи и фрукты. Другим на даче просто «нравится». «Там можно заниматься чем угодно», «есть работа на участке, которой можно занять себя», — вот разъяснение их симпатий.
Кто-то признался, что дачи нет. «Дачи нет, но очень желала бы ее иметь», «стою на очереди уже 10 лет, но землю пока не дают», — молвят эти люди. И даже так: «у меня нет дачи, потому для меня она – благо».
Некие признали дачу благом, когда она есть и там наведен порядок и комфорт. «Хорошо, когда там уже все изготовлено для себя», — гласили они. Также прозвучало — глядя, с какой стороны поглядеть. «С одной стороны, благо, с другой – обуза», «дачи – это, вообще-то, на любителя», — считают сторонники таковой точки зрения. И даже так: «когда дача становится обузой, ее нужно продавать».
Результат выходит таким: хотя к сторонникам дач отнесли себя 76% наших респондентов, реальное число неоспоримо поддерживающих составляет приблизительно половину аудитории. Позиции других очень противоречивы – у кого дачи вообщем нет, кто-то желает, чтоб там за него все сделали, а кто-то вообщем считает, что ставшую обузой собственность нужно продавать.
Тех, кто просто и без экивоков считает дачу обузой, набралось 24%. Посреди мотивов аргументации тяжело выделить какого-то фаворита – все более-менее равны. Наши респонденты помнят, что за дачей необходимо повсевременно смотреть. «Все время ухаживать», «работать нужно на земле», — молвят они. – «Хоть там и свежайший воздух, но повсевременно приходится пахать». Некие не могут позволить для себя эту роскошь по состоянию здоровья. «Много сил необходимо, мне здоровье не позволяет», «некогда туда ездить, у меня мама больная», — вот их резоны. Другие ссылаются на возраст – это, в общем-то, то же самое, что и здоровье. Очередное мировоззрение — содержать дачу недешево. «Денег на нее не хватает», «тяжело содержать», «много нужно платить», — молвят они.
Последующий наш вопрос был таким: «Как вы бы обрисовали современную дачу?». Выбирать предлагалось из 2-ух предложенных вариантов. Как лицезреем, с практически двукратным отрывом одолел «благоустроенный пригородный дом с коммуникациями». Вобщем, позиции «летнего домика с удобствами во дворе» тоже впечатляют – таким готовы наслаждаться 33% опрошенных.
3-ий вопрос нашего исследования возвращает нас к теме, с которой мы начинали эту статью. Звучал он так: «Некоторые специалисты рынка недвижимости считают, что дачи в обычном их осознании – домик с удобствами во дворе – скоро закончат заинтересовывать покупателя вообщем, а некие – напротив, считают, что старенькые дачи были, есть и будут. Какая точка зрения поближе лично вам?». Позиции сторон видны на диаграмме.
Начнем, как обычно, с позиции большинства – тех, кто считает, что «старые дачи были, есть и будут». Третья часть приверженцев этой точки зрения исходят из того тривиального происшествия, что многим собственникам не хватает средств для благоустройства и осовременивания. «Перестраивать и подводить коммуникации нужно, но не у всех есть для этого деньги», «это не многим по карману» — такими (и около этого) были их резоны.
Некое количество наших респондентов выступило как идеологические противники современных удобств – по их воззрению, дача и не должна быть с коммуникациями. «У многих моих знакомых дачи не совершенно благоустроены, и хозяева рады», «старые дачи – это классно, так прикольно туда приезжать! — молвят эти люди. – Если перестроить, то это будет уже не дача, а пригородный дом».
Кто-то напомнил нам, что жить в таком формате привыкло старенькое поколение. «Для стариков они всегда будут актуальны», — считают сторонники этой точки зрения.
Вывод из всего нашего опроса можно сделать таким: в представлениях людей о том, какой должна быть современная дача, происходят перемены. Но процесс этот очень постепенный, так что мировоззрение о том, что дачи погибли — это очень поспешно. Миллионы (если в масштабах всей страны) наших людей привыкли конкретно к таким дачам и навряд ли откажутся от их в обозримом будущем. Не говоря уж о том, что даже если б и желали что-то на собственных «фазендах» поменять – для этого им пригодятся очень огромные средства.
Данные журнальчик получил при помощи телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мировоззрение населения сколь угодно огромного городка и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов зависимо от численности населения. В опросе участвовали обитатели городка трудоспособного возраста.